Первым шагом для улучшения состояния ребёнка должно стать медицинское и психическое обследование. Обычно заключение выносит медико-психологическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, врач-невролог, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Скорее всего, Вам рекомендуют провести инструментальные исследования: ЭЭГ, КТ, МРТ головного мозга, а также диагностику интеллектуальных способностей и эмоционально-волевых процессов.
Методы коррекции будут зависеть от причин развития ЗПР. Если причины носят медицинский характер, то коррекция проводится под наблюдением врача. При необходимости назначается медикаментозное лечение в соответствии с соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы. В таком случае обучение проводится при санатории или стационаре. Если специальный уход не нужен, то за предписаниями врачей следят родители.
Физически здоровые дети посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или коррекционные классы образовательных школ, где для обучения используются наглядные пособия, материал даётся дозировано, присутствует частая смена деятельности и игровая форма, многократное повторение.
При работе с эмоциональной сферой применяется игровая терапия и арт-терапия. С помощью подобной терапии ребёнок учится управлять своим поведением, выражать эмоции. Если имеются речевые нарушения, то показана работа с логопедом. Очень часто проблему задержки психического развития ребёнка нужно искать в семейных отношениях. Родителям обязательно необходимо обратиться за консультацией к психологу. Психолог определит причины ЗПР, обсудит с родителями стратегию воспитания ребёнка, поможет её скорректировать. Специалист окажет помощь в решении семейных проблем и конфликтов, при необходимости назначит психотерапию родителям.